За три года грузооборот товаров промышленного производства между Евросоюзом и Российской Федерацией увеличился более чем в 1,5 раза в обоих направлениях.
На направлении импорта из ЕС в РФ за период с 2009 по 2011 гг. объем грузоперевозок промышленных товаров четырьмя видами транспорта (авто, море, авиа и ж/д) вырос с 5,4 до 8,5 млн. тонн.* (Здесь и далее – по данным Евростата, обработка данных сектора аналитики ГК TELS.) 68% всех грузов в 2011 году было отправлено в Россию на автомобильном транспорте, 20,5% - на морских судах. Структура распределения грузопотока между видами транспорта на данном направлении за три года изменилась незначительно – море «отвоевало» у автотранспорта около 3% общего объема.
Андрей Абрагимович, директор ООО «ТЕЛС КАРГО» (Группа компаний TELS): «За последние несколько лет в Россию было ввезено огромное количество оборудования. Россия активно развивала внутренние производственные мощности. Создано большое количество предприятий, производящих продукцию иностранных брэндов, и это относится не только к автопрому, но и к производству продуктов питания и потребительских товаров. Поэтому экспортный потенциал России также вырос».
На экспортном направлении РФ-ЕС за период 2009-11 гг. объем грузоперевозок вырос с 3,4 до 5 млн. тонн. Перераспределение объемов грузов между морским и автомобильным транспортом было уже кардинальным. В 2009 году автомобильным транспортом в ЕС было ввезено 1,76 млн. тонн промышленных товаров из России, что составляло на тот период 52% от общего объема экспортных перевозок всеми видами транспорта. Морем в тот год было доставлено всего 820 тыс. тонн товаров промышленного производства – 24% от общего объема.
В 2011 году рынок грузоперевозок РФ-ЕС уже выглядел следующим образом: морским транспортом в Евросоюз доставлено 2,4 млн. тонн товаров промышленного производства (47%), автомобильным транспортом – 1,8 млн. тонн (36%).
Динамика экспорта из РФ в ЕС товаров промышленного производства в период 2009-11 гг. (по видам транспорта)*
На диаграмме наглядно видно, что экспортный объем вырос в основном за счет перевозок на морском транспорте.
Грузооборот промышленных товаров на рынке грузоперевозок ЕС-РФ в 2009-2011 годах*
|
Импорт в РФ |
Экспорт из РФ |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
Море |
938355 |
1279874 |
1743795 |
820322 |
2003048 |
2425545 |
Авто |
3850408 |
4877176 |
5783164 |
1762596 |
1972389 |
1836605 |
Ж/д |
578295 |
731098 |
943076 |
780715 |
871939 |
825827 |
Авиа |
33345 |
41520 |
42156 |
2845 |
4405 |
3858 |
Итого |
5400403 |
6929668 |
8512191 |
3366478 |
4851781 |
5091835 |
*По агрегату «MACHINERY, TRANSPORT EQUIPMENT, MANUFACTURED ARTICLES AND MISCELLANEOUS ARTICLES» (учитывается производственное и транспортное оборудование, промышленные товары и изделия).
Итоги 2012 года еще предстоит подвести. Но за 9 месяцев 2012 года мы видим следующую картину: на экспортном направлении из РФ в ЕС морским транспортом доставлено всего 1,1 тонна товаров промышленного производства, в то время как автомобильным транспортом уже экспортировано 1,36 млн. тонн. В импортном направлении грузоперевозок дела шли в русле привычных тенденций. Таким образом, по итогам трех кварталов 2012 года в перевозках товаров промышленного производства автомобильный вид транспорта снова лидирует по обоим направлениям.
Материал подготовлен Департаментом маркетинга ГК TELS
|