В декабре началась тенденция к удорожанию пассажирских железнодорожных перевозок в пределах СНГ и прилегающего зарубежья, однако аналитики полагают, что в 2009 году прежние размеры "сквозных" тарифов на грузы останутся в целом неизменными.
Согласно решению недавно состоявшейся в Кишиневе 17-й тарифной конференции железнодорожных администраций стран - участниц Тарифного соглашения СНГ и Балтии такой уровень тарифов распространяется на перевозки сырой нефти из Казахстана, на лом черных металлов из Казахстана, сжиженный газ в казахстанских цистернах из Казахстана, на глинозем (алюминиевый полуфабрикат) из портов Украины в Таджикистан и на хлопок из Узбекистана в порт Ильичевск. Сохранение тарифа стороны рассматривали как антикризисную меру.
Кроме того, Россия и Украина на днях согласовали на 2009 год ряд сквозных тарифов по территориям обеих стран. Договоренности охватывают следующие виды транзита: перевозки сырой нефти из Казахстана отправлением со станций Кульсары и Махамбет в порты Украины; лом черных металлов из Казахстана на Молдову; сжиженный газ в коммерческих цистернах из Казахстана отправлением со станции Кульсары; хлопок из Узбекистана на Ильичевский порт. В обратном направлении, Украина - Россия, сформирована сквозная ставка на перевозку глинозема из портов Украины на таджикистанский алюминиевый завод в Турсун-Заде.
Вдобавок украинская сторона предложила российской рассмотреть возможность установления единого понижающего коэффициента к ставкам тарифной политики СНГ на следующий год в размере 0,6 на транспортировку сырой нефти из Казахстана независимо от маршрута перевозки. Окончательное решение планируется принять не позже начала января. Напомним, что свыше 80 процентов объема сухопутных экспортных перевозок казахстанской нефти осуществляется через Россию.
Армения тем временем даже понижает тарифы, спасая рентабельность своих экспортеров. Так, со второй половины декабря на треть снижены тарифы на вывоз цемента из Армении, на 12-15 процентов снижены тарифы на контейнерные перевозки. Однако сохранит ли Грузия на весь 2009 год пониженные на 17-22 процента железнодорожные тарифы для транзита грузов в Армению (и обратно), неясно. Зато известно наверняка, что для Азербайджана Грузия сохранит скидки в 35-45 процентов на весь 2009 год.
|