|
Среди автомобильных дорог России особое место и статус занимают магистрали федерального значения как опорные составляющие транспортного комплекса страны. В нашем регионе они находятся в ведении федерального управления автомобильных дорог «Дальний Восток». Долгое время оно занималось надзором и контролем за целевым и эффективным использованием средств дорожного фонда. Но с начала прошлого года главной его функцией стало оперативное управление этой сетью, а прежняя обязанность передана вновь созданному в Хабаровске филиалу ГУ «Центр лабораторного контроля, диагностики и сертификации».
Что за хозяйство находится в распоряжении управления, какие удалось и предстоит решить проблемы, как выглядит перспектива в развитии автомобильной сети региона? Об этом рассказывает его начальник Сергей Прокопьевич ЦЫБИН: – Сегодня в нашем оперативном управлении несколько магистралей. Главная из них – «Уссури» сообщением Хабаровск – Владивосток, эксплуатирующаяся уже долгие годы. Также мы обслуживаем уже построенный участок трассы «Восток» от Хабаровска до Находки и участок дороги «Амур» Чита – Хабаровск, проходящей по территории Еврейской автономной области. Общая их протяженность составляет 1334 километра.
Кроме того, с нового года в соответствии с распоряжением Росавтодора нам переданы дороги Аэропорт – Анадырь в Чукотском автономном округе протяженностью 30,5 километра и Палана – Усть-Палана в Корякском автономном округе потяженностью 10 километров. В планах Росавтодора значится передача нам в следующем году автомагистрали Корсаков – Южно-Сахалинск – Холмск протяженностью 112 километров и 38-километровый участок трассы морской порт – аэропорт в Петропавловске-Камчатском.
Но чтобы эти автомагистрали по-настоящему стали опорными, их необходимо довести до современных требований, обеспечить на всем их протяжении безопасность и скоростной режим движения автотранспорта. Пока это не удается в силу нескольких обстоятельств. В настоящее время ремонта требуют свыше 1000 километров дорог и 52 моста. И не просто ремонта. Отдельные участки необходимо либо реконструировать, либо построить заново. В минувшем году по статье «строительство и реконструкция» было выделено всего 90 миллионов рублей, и все они пошли на сооружение мостового перехода через реку Хор. В программе нынешнего года эта цифра составляет 153,3 миллиона рублей, которые опять же задействованы на окончании строительства и вводе в эксплуатацию этого моста.
В 2002 году на ремонт действующей сети дорог было выделено 122,6 миллиона рублей, за счет этих средств удалось восстановить, довести до необходимых требований 92 километра дорог и два моста общей протяженностью 824,4 п. м. На 2003 год этот показатель должен составить 254 километра. Рост заметный, но явно недостаточный. Особенно это касается трассы Хабаровск – Владивосток длиной 740 километров, и прежде всего ее самого южного участка от города Уссурийска до Владивостока, где интенсивность движения составляет до 30 тысяч автомобилей в сутки. Вообще сегодня по автомобильной дороге Хабаровск – Владивосток в незавершенном строительстве числится 16 объектов общей протяженностью 98 километров, которые необходимо реконструировать до 2010 года. И это, скорее всего, удастся с открытием сквозного движения между Читой и Хабаровском.
Другая серьезная проблема – слабая техническая оснащенность дорожных организаций, которые имеют низкую рентабельность и не в состоянии приобретать новые механизмы. Еще десять лет назад они получали их бесплатно в централизованном порядке. Этот порядок оказался нарушен, и сегодня износ имеющегося парка техники достиг 80–90 процентов. Ясно, что в таких условиях ни о каком серьезном содержании и ремонте дорог не может быть речи.
Ситуация частично начала меняться с прошлого года, когда в федеральный бюджет на приобретение эксплуатационно-дорожной техники был заложен миллиард рублей. Росавтодор выделил нашему управлению 34 единицы различных механизмов, которые мы передаем в аренду на год непосредственно подрядным дорожно-эксплуатационным предприятиям. Если они выполняют все условия, договор продлевается. И на этот год в бюджете заложена такая же сумма. Но следует признать, что все-таки этих средств выделяется недостаточно. А брать механизмы в лизинг из-за низкой рентабельности дальневосточные дорожные предприятия не в состоянии. Поэтому проблема технической оснащенности продолжает оставаться острой.
Низкий технический уровень состояния федеральных дорог, нехватка средств на реконструкцию и проведение своевременного ремонта дорог оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения. В 2002 году на федеральных дорогах, находящихся в ведении ГУ «Дальуправтодор» произошло 546 дорожно-транспортных происшествий, из них в 68 сопутствующим фактором явилось неудовлетворительное состояние дороги.
В целях повышения безопасности дорожного движения в 2002 году на 72 километрах была выполнена шероховатая поверхностная обработка, на 1202 км – нанесена горизонтальная разметка проезжей части, заменено и установлено 6845 п. м барьерного ограждения, 2493 дорожных знака и 1061 сигнальный столбик. Для улучшения состояния дорог, повышения уровня безопасности движения автотранспорта Росавтодор выделил на 2003 год ГУ «Дальуправтодор» на ремонт дорог и мостов 205,4 миллиона рублей, что выше объемов 2002 года на 138 процентов и значительно больше, чем предусмотренные на эти цели средства федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России». На 132,1 процента больше, чем в прошлом году, выделено средств в 2003 году на содержание дорог и на 149,3 процента – на строительство и реконструкцию дорог.
При сохранении таких темпов ежегодного роста объемов дорожных работ можно добиться в ближайшие годы существенных изменений в техническом состоянии федеральных дорог.
В настоящее время регион по насыщенности автомобильными трассами на квадратный километр территории в шесть раз уступает Центральной России, а ведь наша страна далеко не лидер в этой области. Может быть, за исключением юга Приморья, почти повсюду сплошное бездорожье. Восполнить этот пробел в какой-то степени должна федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России», рассчитанная на период с 2002 по 2010 годы. В ней целый раздел посвящен развитию автомобильных дорог на Дальнем Востоке.
По значимости, масштабности, выделению средств на первом месте, безусловно, стоит магистраль «Амур», призванная соединить Читу с Хабаровском и тем самым обеспечить выход в центр страны. Из общей ее протяженности в 2165 километров до 2010 года предстоит полностью заново, как говорится – по целине, пробить 258 километров, а также построить взамен местных существующих дорог 753 километра, реконструировать 250 километров участков с низкими техническими параметрами, уложить 1630 километров асфальтобетонного покрытия.
Следующая важнейшая стройка – существующая дорога Большой Невер – Якутск – Магадан с двумя ее плечами «Лена» (1157 километров) и «Колыма» (2026 километров). Здесь в первую очередь необходимо ликвидировать два грунтовых разрыва в районе Хандыги и Усть-Неры, чем и занимается сейчас управление автомобильной магистрали Якутск – Магадан «Колыма», базирующееся в поселке Теплый Ключ. Из 130 километров грунтовки 20 километров уже построены.
На трассе «Восток» Хабаровск – Находка, где работы пока приостановлены, заново будет проложено 204 километра, причем из них 150 километров практически по сплошной тайге. Кроме того, до 2010 года согласно уже упоминавшейся программе предстоит завершить сооружение дороги Билибино – Комсомольский, Лидога – Ванино, реконструировать 95 километров шоссе «Уссури».
ДВФО
|
|